Коммерсант, Санкт-Петербург 23.11.2017

Архитектурные поиски

 Строители Петербурга нередко стремятся выделить свой проект, сделать его отличающимся от соседних объектов. Удачное архитектурное решение или какая-то интересная "фишка" способны не только ускорить продажи, но и сформировать положительный образ самого застройщика в глазах потенциального покупателя. Однако неудачное решение способно достичь прямо противоположного эффекта.

 Валерий Грибанов

 Рынок Петербурга довольно консервативен, поэтому оригинальные архитектурные концепции чаще всего не находят отклика либо у градостроительного совета, либо у застройщиков, либо у активистов города. Традиционно игроки рынка стремятся вписать проекты в исторический архитектурный облик города, стараясь не нарушить целостного единства. "Какие-то концептуальные изменения в архитектуре начались 10-12 лет назад: в элитном сегменте начали выводить проекты из стекла и бетона. Один из первых жилых комплексов в такой стилистике вывела на рынок строительная корпорация "Возрождение Санкт-Петербурга" (группа ЛСР) на набережной Робеспьера, 4 (сейчас Воскресенская набережная. -  G) еще в 2006 году. Подобные проекты оцениваются экспертами неоднозначно, хотя у них есть и свои плюсы -  например, максимальное естественное освещение за счет панорамного остекления, что для климата Петербурга -  несомненное преимущество. На мой взгляд, ЖК из стекла и бетона имеют право быть на рынке, но проектировщикам стоит больше внимания уделять архитектуре, делая акценты на деталях, чтобы избежать однотипности проектов", -  рассуждает Полина Яковлева, директор по развитию компании ProExpert.

 По накатанной дороге

 В большинстве случаев девелоперы Северной столицы идут по классическому пути, хотя встречаются и проекты с более оригинальной архитектурной концепцией. "Например, ЖК "Дом у моря", который спроектирован Евгением Герасимовым и Сергеем Чобаном. В архитектуре читаются черты строительной практики Германии, Австрии. Еще один проект этого же застройщика -  ЖК "Венеция", в данном случае итальянский стиль эффектно сочетается с окружением: набережная Средней Невки, зеленая зона, вид на Елагин остров", -  перечисляет госпожа Яковлева.

 Она отмечает, что в большинстве случаев оригинальные проекты создаются известными петербургскими архитекторами: Михаилом Мамошиным, Евгением Подгорновым. Естественно, что работа с такими именитыми мастерами требует серьезных инвестиций, констатирует эксперт.

 "Но и в этой практике есть исключения. Так, компания Setl City пошла по другому пути и открыла собственное архитектурное подразделение и создает замечательные проекты, например, ЖК премиум-класса Victory Plaza на улице Гастелло. Проект отражает архитектуру Парижа XIX века", -  говорит госпожа Яковлева.

 По ее мнению, заимствование европейских архитектурных решений -  правильный путь развития, который способен выделить проект на рынке и при этом не нарушить целостность архитектурного стиля Северной столицы.

 Для высокого класса

 Андрей Останин, коммерческий директор группы "Эталон", отмечает: исторически сложилось, что качественная, оригинальная архитектура -  прерогатива объектов класса не ниже "комфорт плюс". "Необязательно индивидуальность будет выражаться через какие-то декоративные элементы фасадов. Объект выделяет и этажность, и витражное остекление, и цветовое решение фасадов. Например, на фасаде ЖК "Золотая звезда" московского проекта группы "Эталон" фасадной плиткой отличного от основного цвета выложена большая стилизованная звезда. Это решение эффектное, но значительных дополнительных затрат не требует. А вот ЖК Botanica, который строится на Петроградской стороне в Петербурге, создан в соответствии с характером исторической застройки места. Поэтому его будут отличать классические трехчастные фасады, использование натуральных материалов, крафтовые декоративные решетки. Но это проект уже бизнес-класса, поэтому уникальный индивидуальный характер ему просто необходим", -  рассказывает господин Останин.

 Проекты бизнес-класса и выше отличаются не только оригинальной архитектурой, соответствующей архитектурной среде, духу места, но и интересными решениями благоустройства территории. "Так, на территории ЖК Botanica планируется организация сквера, а жемчужиной комплекса "Серебряный фонтан" в Москве станет старинный фонтан в зеленом сквере", -  делится господин Останин.

 Михаил Гущин, директор по маркетингу RBI, уверен, что оригинальные архитектурные приемы уместны только тогда, когда они являются частью единой концепции проекта и его архитектурного стиля. А концепция и стиль, в свою очередь, связаны с локацией, архитектурным окружением, традициями места. "Хорошим примером является наш жилой комплекс на пересечении Свердловской набережной и Пискаревского проспекта -  "Четыре горизонта" и "Дом на излучине Невы". Его расположение в одной из видовых точек невского правобережья задало особую архитектурную концепцию, которая по-своему интерпретирует исторические традиции застройки этой местности. И архитектурно-объемные решения, и фасад из кирпича разных оттенков красного и коричневого -  все напоминает о том, что это район старой промышленной застройки: фабрик, мануфактур, краснокирпичных цехов. Поэтому и силуэт дома необычен -  с параболическими арками, уступами террас и "фабричными трубами"", -  рассказывает господин Гущин.

 Массовый сегмент не отстает

 В последнее время попытки выделить свои проекты предпринимают не только девелоперы, работающие в сегменте "бизнес" и "комфорт". Юлия Роженцева, исполнительный директор АН "Домплюсофис", отмечает: несколько лет назад на рынке недвижимости Петербурга появился такой тренд, как разноцветные фасады. Особенно в местах массовой застройки. Большинство девелоперов возводит здания по одной технологии в одной локации, и в ракурсе возрастающей конкуренции строительные компании нашли легкий и достаточно недорогой способ привлечения покупательского внимания именно к своим проектам -  придавать фасадам цвет. "Известны примеры нанесения на фасады картин Густава Климта, граффити и другие. При этом считалось, что чем "веселее" в нашем сером городе, тем красивее картинка для продажи. Предлагались штукатурка или навесные фасады разных оттенков. До сих пор для многих проектов города и ближайших пригородов данный тренд актуален. Однако это, конечно, не выход, и в итоге через пару лет эксплуатации такие фасады выглядят непрезентабельно", -  говорит госпожа Роженцева.

 Хороший способ повысить статус и стоимость дома -  отделка нижнего этажа натуральным камнем (мрамором) или кирпичная кладка всего дома. "Но такие приемы дорогие, стоимость одного кирпича в среднем составляет два евро", -  подсчитала она.

 Девелопер проекта "Прибрежный квартал" Михаил Голубев полагает, что оригинальные архитектурные и визуальные решения связаны с уровнем специалистов, качеством строительства и готовности заказчика к удорожанию используемых материалов и технологий. "В Петербурге немного таких объектов. Все хотят сэкономить, а архитектурные изыски -  это дорого. На мой взгляд, если здание гармонично вписывается в окружающий контекст среды, то оно красивое. Но сейчас главным визуальным приемом в некоторых районах Петербурге считается разукрашивание фасадов яркими красками. А, например, скульптура в отделке фасадов используется редко", -  говорит эксперт.

 "В "Прибрежном квартале" девелопер делает ставку на органическую архитектуру. Из-за более качественных материалов и ручных технологий она стоит дороже. Кроме того, в проекте мы используем сферические поверхности, технологии монтажа алюкобонда в стиле оригами и витражное остекление. Делаем мы это не только для привлечения внимания, но и для создания комфортной среды в нашем квартале", -  продолжает господин Голубев.

 Игорь Кокорев, руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank St. Petersburg, отмечает: "Девелоперы жилой недвижимости в последнее время нечасто радуют оригинальными решениями с точки зрения архитектуры зданий, зато понемногу начинают уделять больше внимания благоустройству и местам общего пользования в самих зданиях". Среди наиболее интересных жилых комплексов классов А и В последних лет можно выделить следующие: ЖК "Венеция" -  фасад с сочетанием натурального камня и кирпича, скульптуры грифонов на углах дома; "Победы, 5" -  монументальный каменный фасад с барельефами, представительный холл, высотой в два этажа; Diadema Club House -  здесь создали зимний сад -  большое крытое общественное пространство на первом этаже комплекса; в ЖК "Русский дом" необычный выбор стиля -  "неорусский" с соответствующим декором и живописным силуэтом, башенками с флюгерами; "Космос" -  стеклянные фасады с острыми гранями, просторный холл и панорамные лифты, которые особенно эффектны в высотных корпусах. Из массового сегмента можно выделить ЖК "О'Юность" и "Я -  романтик" с многоцветными фасадами и суперграфикой, ЖК компании Legenda с яркими цветами и крупноформатными облицовочными элементами".

 В то же время, обращает внимание господин Кокорев, архитектура, что в массовом, что в верхнем сегменте рынка, не является главным двигателем продаж -  важнее цена, локация, планировки. "Хотя повлиять на принятие решений о выборе объекта или просто о включении объекта в список рассматриваемых, яркая привлекательная архитектура может. В сегменте коммерческой недвижимости интересным решением было раскрасить фасады здания на углу Мойки и Крюкова канала в цвета картин Мондриана -  сравнительно небольшие вложения и положительный эффект как для самого объекта, так и в целом со стороны общественности", -  говорит господин Кокорев.

 Инсталляция на крыше

 Чтобы привлечь внимание к своему проекту, некоторые девелоперы помещают на фасады и крыши своих домов тематические инсталляции, которые отражают концепцию жилого комплекса и отличают его от соседних зданий. "Как пример можно вспомнить картины известных художников в Кудрово и светящиеся звезды на стройке у Полюстровского парка. Что касается архитектурных решений, это могут быть разноэтажные дома, панорамные окна в пол, излюбленные петербуржцами мансарды, "ломаные" линии окон, а также входные группы, оформленные, к примеру, натуральным камнем", -  говорит Ирина Зеренкова, директор по маркетингу ЕKE Group.

 Дмитрий Рогатых, директор по продажам и маркетингу строительно-инвестиционного холдинга "Аквилон Инвест", отмечает: "Рост конкуренции в последние годы подталкивает застройщиков к использованию интересных решениях и в объектах масс-маркета. Это может быть игра с объемами и разновысотностью домов, включение в проект квартир с открытыми террасами и эркерами, панорамное остекление, улучшенное благоустройство дворов, в которых сейчас можно встретить малые архитектурные формы, фонтаны и ландшафтный дизайн". Он считает, что такие решения могут добавить к стоимости проекта 10-15%, если речь идет о комфорт-классе. "Что касается элитных комплексов, то зачастую дома возводятся по авторским проектам с привлечением известных зарубежных или российских архитекторов. Единую стоимость в этом случае обозначить невозможно", -  добавляет эксперт.

 Стараются выделить свои проекты и девелоперы, работающие в области малоэтажного строительства. Мария Парфененко, генеральный директор инвестиционно-управляющей компании STEIT, говорит: "В клубном коттеджном поселке "Репинское" мы уделили особое внимание оформлению въездной группы. Построили декоративное ограждение и административное здание, которые уже сейчас, на этапе строительства, привлекают внимание к поселку". По ее словам, в строительстве ограждения использованы габионные конструкции -  трендовое решение в ландшафтном дизайне. "Габионы, наполненные гранитом, в сочетании с деревянными столбами и вечерней иллюминацией еще на подъезде к "Репинскому" создают понимание архитектурного стиля поселка и приковывают взгляды проезжающих автомобилистов и жителей ближайших домов, -  рассказывает госпожа Парфененко. -  Кроме того, мы построили административное здание в стиле органической архитектуры Фрэнка Ллойда Райта, в соответствии с единой архитектурной концепцией поселка. Здесь мы планируем открытие кафе-кулинарии еще до заселения домовладений. Поскольку инфраструктура находится во въездной группе, а в ближайшем окружении расположено более десятка заселенных поселков верхнего ценового сегмента, заведение будет востребовано еще до официального открытия нашего поселка. Уже найден оператор, открытие намечено на лето 2018 года".

 

Клиент:

EKE Group