Деловой Петербург 29.06.2018

Зубные клиники размножаются

Рынок стоматологических услуг в ближайшие годы будет развиваться за счет эстетической и детской стоматологии. Пока же показатель роста находится на уровне инфляции.

По оценке экспертов, рынок стоматологических услуг в Петербурге вырос за прошлый год примерно на 3% за счет инфляции и составил около 10 млрд рублей. При этом у некоторых крупных игроков выручка увеличивалась более динамично, чем средний показатель по отрасли.

Так, у ГК "Меди" выручка увеличилась на 4%. Рост связан с открытием новой клиники "МЕДИ на Академической", где оказываются стоматологические услуги, а также работают отделения семейной и эстетической медицины.

"В этом году мы также завершили реконструкцию клиники на Московском пр. и рассматриваем возможность строительства новых центров в других городах", - говорит управляющая ГК "Меди" Марина Касумова.

У другого игрока рынка, сети "Интан", оборот за 2017 год вырос значительней - на 18%. По мнению генерального директора компании Ирины Сапожникас, выручка увеличилась благодаря нескольким факторам. Так, "Интан" в прошлом году открыл семь новых центров в Петербурге. "За счет внедрения новых технологий по протезированию и сотрудничества с рядом зуботехнических лабораторий мы стараемся предложить клиентам современные системы протезирования по доступным ценам", - говорит Ирина Сапожникас. Именно с этим она связывает рост оборота компании.

Кроме того, "Интан" в августе этого года открывает центр челюстно-лицевой хирургии на базе действующей клиники на Большой Пороховской ул. Инвестиции в его открытие составили около 20 млн рублей.

В новом центре будут проводиться все хирургические вмешательства, которые выполняют стоматологи-имплантологи: хирургическое исправление прикуса, удаление новообразований и другие операции.

Расширение спектра услуг У другого игрока рынка, сети "Праймед", оборот вырос на 15% за счет продвижения и оптимизации бизнес-процессов. Речь идет об автоматизации процессов, внедрении crm-системы, максимальном отказе от бумажного документооборота, а также оптимизации управляющей компании, говорит генеральный директор компании Сергей Лобанов.

В этом году "Праймед" открыл специализированный детский центр Primed Kids, где наряду с традиционной детской и взрослой стоматологией работают сопутствующие специалисты: педиатры, отоларингологи, логопеды, анестезиологи.

Более широкий спектр специалистов помогает решать проблемы, связанные не только со стоматологическими заболеваниями, но и с сопутствующими болезнями (лор-патологиями и др.).

Бюджетная улыбка

Эксперты называют одной из основных тенденций рынка снижение платежеспособности клиентов. Они все чаще выбирают бюджетные варианты лечения, активно пользуются акциями, которые предлагают клиники.

Сыграло свою роль и подорожание материалов для стоматологического лечения. Рост составил, по некоторым оценкам, не более 10 %. В связи с этим новые стоматологические клиники медленнее набирают обороты, развиваться им сложнее, чем несколько лет назад, отмечают эксперты.

Эксперты прогнозируют: в ближайшие годы качественная штучная стоматология будет значительно проигрывать стоматологическим "фабрикам пешей доступности" за счет того, что у тех есть дешевая рабочая сила и они используют более дешевые материалы. Произойдет пере ток клиентов стоматологических компаний среднего сегмента в сегмент эконом. Правда, пациенты из премиум- сегмента, скорее всего, никуда не перейдут, прогнозирует владелец сети "Клиника доброго стоматолога" Эмиль Агаджанян.

Участники рынка предвидят развитие сегмента эстетической стоматологии (отбеливание, эстетическая ортодонтия). Востребованы такие направления, как ортодонтия и хирургия, в том числе имплантация, отмечает Ирина Сапожникас.

При этом растет спрос на инновационные технологии: лечение под микроскопом, цифровое 3D-моделирование зуботехнических конструкций, добавляет Марина Касумова.

Фокус на детях По мнению Эмиля Агаджаняна, наибольший рост покажет сегмент детской стоматологии. Поскольку большинство родителей уже понимают, что у детей нужно лечить даже молочные зубы.

Наиболее востребованной услугой в детской стоматологии является ортодонтия, лечение под азотно-кислородной седацией, которая позволяет сделать посещение стоматолога максимально комфортным. Также востребованы программы профилактики, отмечают в ГК "Меди".

При этом рынок стоматологии перегрет: количество действующих клиник очень велико. Увеличилось и количество вузов, выпускающих стоматологов.

Все эти факторы приводят к демпингу на рынке труда. Студенты часто готовы работать первые 2-3 года за копейки - все ради того, чтобы приобрести опыт, добавляет Эмиль Агаджанян.

Рынок стоматологии в Петербурге насыщен, конкуренция высока, и выход новых игроков даже в экономсегменте очень сложен. Требуются большие затраты на первоначальную закупку оборудования, чтобы конкурировать с лидерами, убеждена Марина Касумова.


Клиенты в статье

Эмиль Агаджанян
Генеральный директор сети "Клиника доброго стоматолога"