Недвижимость и строительство Петербурга 16.07.2018

Какая недвижимость приносит доход сегодня и будет востребована завтра?

Какая недвижимость приносит доход сегодня и будет востребована завтра?

Марина СТОРОЖЕВА руководитель отдела продаж компании "Лемминкяйнен Строй"

Коворкинги, креативные пространства, апартаменты - все эти форматы недвижимости пришли к нам с Запада и уже несколько лет бурно развиваются. Основные клиенты таких проектов - это люди поколения Y и Z, то есть те, кто родился после 1981 и 1995 годов. Они не хотят быть привязанными к офису или дому, предпочитают комфорт и мобильность, руководствуясь духом независимости и максимумом удобств при выборе места жительства, работы и досуга.

Неудивительно, что девелоперы активно взялись за проекты, которые не просто отвечают требованиям нового поколения клиентов, но и будут пользоваться успехом последующие 20-30 лет. Это подтверждают и цифры. На май 2018 года в нашем городе действует 60 креативных кластеров, около 45 коворкингов, 46 арт-галерей, 12 антикафе. Причем большая половина была открыта за последние пять лет.

Например, в 2013 году в городе насчитывалось около 20 коворкингов, а сейчас их уже 45. По данным NAI Becar, средний уровень их заполняемости составляет примерно 80%. Среди арендаторов много молодежи, которая предпочитает удаленную работу, свободный график и мобильность. Коворкинги выбирают также стартаперы и индивидуальные предприниматели, IT-компании и фрилансеры, переводчики и консультанты. Этот формат делового пространства подходит для рекламных и креативных агентств, мастерских из разряда "сделай сам", ателье, тату и художественных студий. Арендуют коворкинги и "монстры" большого бизнеса - крупные корпорации, нанимающие на проектные работы целые отделы.

С креативными пространствами в Петербурге ситуация несколько иная. В среднем их жизненный цикл составляет около четырех лет, после чего они обычно утрачивают популярность, закрываются или переформатируются. Но есть и исключения - так, в центре Петербурга успешно работают артпространства, некоторым из них в этом году исполнится по 8 или даже 15 лет. Основные их клиенты - люди креативных профессий: дизайнеры одежды и обуви, создатели авторских украшений и сувениров, стилисты и коучеры, владельцы хостелов и многие другие.

Бурный рост показывают и апартаменты. Предложение в этом сегменте за пять лет выросло в четыре с половиной раза. Если в 2013 году в Петербурге их было всего восемь, то сейчас - 37, еще 15 готовятся к выходу на рынок. Будучи новым форматом проживания, именно апарт-отели, а не квартиры в новостройках, привлекают клиентов с активной жизненной позицией. Так, по оценкам аналитиков, половина покупателей - это люди от 21 до 40 лет. Они воспринимают покупку квартиры как наследие "перестройки", лишающее свободы - свободы передвижения, свободы выбора места жительства. Им проще купить апартаменты, которые в случае переезда - например, в другой город или вовсе за границу - можно спокойно сдавать в аренду и получать высокий стабильный доход.

Важное отличие апартаментов от квартиры в том, что здесь все под рукой. Инфраструктура и сервис позволяют жить в современном ритме и не тратить время и силы на бытовые вопросы: клиенты, не выходя из комплекса, могут пользоваться услугами химчистки, поужинать в хорошем ресторане, сходить в бассейн, фитнесклуб и т.д. А если поблизости есть креативные пространства, коворкинги, торговые центры, достопримечательности, то такие комплексы и вовсе идеальны.

Чем больше функций объединяет проект, тем более он популярен. Место жительства, работы, творчества, общения с друзьями - это та недвижимость, которую мы строим уже сейчас и будем строить и дальше, только в больших масштабах и с большим количеством инфраструктуры и сервиса. Например, сейчас мы работаем над тем, чтобы создать коворкинг в нашем апарткомплексе VALO.

Такие многофункциональные комплексы подразумевают независимость, мобильность и развитие, а потому спрос на них будет только расти. Девелоперам остается лишь подключить немного фантазии и внимательно следить за веяниями времени.


Клиенты в статье

Марина Сторожева
Руководитель отдела продаж компании «Лемминкяйнен Строй»