Коммерсантъ 25.07.2018

Эффект наступит позже

 В Петербурге завершилось главное спортивное событие последних десятилетий - чемпионат мира по футболу. Пока оценить воздействие мероприятия на экономику города довольно сложно, однако корреспондент BG Денис Кожин попытался разобраться хотя бы в том, оправдались ли ожидания представителей разных секторов бизнеса от проведения международного турнира.

По подсчетам Moody's, инвестиции в Петербург в 2018 году в связи с проведением ЧМ превысят 4,5% от их годового объема. Вадим Исаков, директор Северо-Западного филиала "БКС Премьер", считает, что в перспективе позитивный эффект на экономику окажут новые дороги, мосты, аэропорты, станции метро и другие объекты транспортной инфраструктуры. По его мнению, косвенный эффект на ВВП может составлять 1%. "Прямой эффект на ВВП РФ, по нашим оценкам, будет ограничен 0,2-0,3% в 2018 и 2019 годах. Стоит учитывать также вероятный прирост въездного туризма: у большинства гостей чемпионата остались очень позитивные впечатления о городе и стране - весьма вероятно, что многие из них захотят вернуться повторно, расскажут о России друзьям, коллегам и так далее", - говорит господин Исаков.

Вячеслав Трактовенко, региональный координатор "Клуба лидеров" в Санкт-Петербурге и Ленобласти, добавляет, что, согласно данным Минэкономразвития, разгон ВВП в летний период ожидается на уровне 2%, затем ожидается его естественное снижение. "Кроме того, не стоит забывать о так называемом нематериальном эффекте, который, с одной стороны, сложнее всего оценить, с другой - он несет наиболее долгосрочные перспективы. К ним стоит отнести и имиджевую составляющую, пропаганду здоровья и спорта, общее улучшение инвестиционного климата", - рассуждает эксперт.

Следует отметить, что подготовка к чемпионату в России стоила достаточно дорого. Алексей Коренев, аналитик ГК "Финам", подсчитал, что каждый болельщик обошелся российскому бюджету в $4,7 тыс. "В Бразилии было чуть больше "родной" тысячи, в Германии - около $700", - отмечает он

Алексей Лазутин, директор департамента складской и индустриальной недвижимости Colliers International, говорит, что, согласно ожиданиям, чемпионат оказал наибольшее влияние на сегмент общепита и гостиничный сектор. Однако, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, показатели по числу новых открытий в общепите оказались не очень высоки. "Так, в первом полугодии 2018 года на центральных улицах Петербурга открылось 102 новых заведения различного формата, что всего на 13% больше аналогичного периода прошлого года. Стоит отметить, что в это число входят преимущественно новые несетевые заведения. Среди таких открытий доминировали рестораны с долей 33%, бары - 30% и кафе - 23%", - перечисляет господин Лазутин.

Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований компании JLL в Санкт-Петербурге, подсчитал, что во втором квартале 2018 года на основных торговых улицах Северной столицы открылось 50 кафе и ресторанов, что стало максимальным квартальным показателем для этого сегмента. В результате доля заведений общепита в структуре открытий превысила максимум предыдущего года и составила 47%. "В ожидании высокого туристического потока многие заведения были готовы рассматривать и занимать помещения, не оборудованные под нужды общепита, хотя они зачастую требуют дополнительных инвестиций в согласование и устройство системы вентиляции, перепланировку, ремонт. В результате только ресторанный сегмент и магазины сувениров, также рассчитывающие на гостей чемпионата, превзошли по числу открытий количество закрытий арендаторов за квартал", - говорит господин Фадеев (более подробно о развитии рынка торговых помещений читайте на стр. 22).

Константин Сторожев, генеральный директор УК "Вало Сервис", уверен, что прямого эффекта в экономическом плане ЧМ-2018 по футболу на петербургский гостиничный рынок не оказал. "Чемпионат проходил в период белых ночей, когда загрузка отелей в Петербурге и так максимально высока - почти 100%. Более того, один месяц - слишком короткий период, чтобы на нем можно было заработать", - говорит он. Таким образом, полагает эксперт, рассматривать чемпионат как событие, влияющее на бизнес, нельзя: оно не повлияло ни на строительство апартаментов, ни на годовую доходность, о которой заявляют управляющие компании апарт-отелей.

Впрочем, господин Лазутин отмечает, что доходность отелей все же выросла. Согласно исследованию Colliers International, в среднем трех-, четырех- и пятизвездные гостиницы города увеличивали стоимость номеров в 1,5-2 раза на дни мундиаля в июне (после 15 числа). В отдельных гостиницах стоимость номеров в дни проведения чемпионата мира по футболу могла повышаться в четыре раза. Наибольший прирост средних тарифов наблюдался в гостиницах категории "четыре звезды" (+70%). Пятизвездные и трехзвездные отели повысили цены на 50% и 40% соответственно. По прогнозам Colliers International, чемпионат увеличит операционные показатели петербургских отелей уже в этом году: среднегодовая их загрузка вырастет на 3%, достигнув в итоге 71%, а рост среднегодовой цены за номер (ADR) составит 22-26% к среднегодовому тарифу 4345 рублей в сутки.

Анастасия Заболотная, операционный директор департамента апарт-отелей NAI Becar, смотрит на ситуацию с отельным сектором несколько иначе: "Большинство отелей переоценили спрос и фатально подняли тарифы - соответственно, периоды между матчами оказались не заняты, что повлекло за собой общее снижение показателей загрузки по рынку. Рекордно большое количество номеров оказалось свободным на момент входа в период высокого сезона".

Следует отметить, что ряд ожиданий, связанных с чемпионатом, не оправдался. Господин Исаков отмечает, что в теории приезд большого количества иностранных гостей должен был поддержать рубль, однако на практике влияние этого фактора на валютный курс несущественно. "Вообще ретроспективный анализ показывает, что футбольные чемпионаты мира практически не оказывали влияния на валюту страны-хозяйки. В случае с рублем базовыми факторами динамики были и остаются стоимость нефти и геополитика", - полагает эксперт.

"Главный итог чемпионата мира - в том, что Россия и Петербург раскрылись миру. Это означается, что мы сможем создавать более прорывные проекты в кооперации с международными компаниями. Нам будет проще привлекать, в первую очередь, интеллектуальный капитал", - резюмирует Борис Латкин, генеральный директор Rocket Group.

 


Клиенты в статье

Константин Сторожев
Генеральный директор ООО "Вало-Сервис"