Недвижимость и строительство Петербурга 03.09.2018

Главный вопрос

Комитет по архитектуре объявил конкурс на разработку "малых архитектурных форм" для исторического центра и приглашает поучаствовать профессиональных архитекторов, художников, дизайнеров и скульпторов.

В конкурсе три направления: литературный Петербург, Петербург петровского времени и традиции ленинградского авангарда. В городе и впрямь не хватает памятников и "тематических элементов благоустройства"? Оставим в покое Медного всадника - из памятников нового времени вам какие-нибудь нравятся? А какие вызывают неприязнь? Какой из уголков петербургского центра вам наиболее симпатичен и почему?

Алла ЭККЕРМАН, руководитель ГУП "ГУИОН": В той части города, где много гуляющих, много туристов, элементы благоустройства, да хоть те же скамейки, будут вполне полезны и востребованы. А если еще и в интересном авторском варианте...

У меня неприязни к новым памятникам нет. Даже к шемякинскому Петру как-то притерпелась. Любимое место - Крестовский остров, и особенно - панорама, которая открывается с пешеходного Яхтенного моста. Вид с ЗСД тоже впечатляет: сочетание старого и нового. А еще у меня теперь есть "личный" памятник: мы три года занимались реконструкцией здания Литейной гимназии на ул. Маяковского, 19/15. И можем гордиться результатом! Теперь там размещается многофункциональный центр ГУП "ГУИОН".

Святослав ГАЙКОВИЧ, руководитель АМ "Студия-17": Конечно, Петербург не обделен малыми формами и памятниками. Хотя и в других городах России появляются интересные объекты, к примеру, памятник букве Ё в Ульяновске или группе "Битлз" в Новосибирске. Но и в Петербурге есть места, которые хорошо бы причесать и облагородить. Так, в городе много скучных мостов, на которых могли бы появиться интересные фонари и решетки. Что касается самого конкурса, то я как вице-президент Союза архитекторов - обеими руками за. Любой конкурс полезен: это инкубатор идей, пусть даже они сразу не доходят до реального воплощения.

Руслан ЧЕРНОБАЕВ, директор по стратегическому развитию центра ArtPlay SPB, президент проекта Saint-Petersburg Design Week: Новые архитектурные формы нужны, это поможет раскрыть существующие легенды Петербурга, аU может поспособствовать появлению новых легендU - это пойдет на пользу городу.

В историческом центре редко появляются новые значимые места, интересные туристам. Вот Чижик-Пыжик регулярно собирает возле себя туристов, для многих этот милый памятник - обязательная часть программы. А совсем недалеко, на набережной Фонтанки, есть Мозаичный дворик. Это очень интересное место, в него вложено много труда и таланта, но его почти не посещают. Я недавно открыл его для себя, был поражен и стараюсь всячески его популяризировать.

Люблю Михайловский сад во время фестиваля "Императорские сады России". Стараюсь не пропускать это мероприятие, приглашаю друзей. В прошлом году как раз одним из тематических заданий был авангард. И как здорово выглядели авангардные скульптуры в классическом императорском саду!

Наталья СУСЛОВА, генеральный директор коммуникационного агентства "Репутация": Такие инициативы, конечно, похвальны. Но приводят к непредсказуемым результатам. Я могу вспомнить лишь единичные примеры "малых форм архитектуры", которые удачно вписались в окружающую застройку.

Памятники в историческом центре, которые пользуются популярностью (например, Чижик-Пыжик на Фонтанке), были созданы стихийно. В "спальных" районах многие интересные объекты сделаны силами застройщиков.

Возможно, объявленный конкурс принесет интересные результаты, но в Петербурге практически все делается с оглядкой на историю, и мы рискуем получить очередные скучные или не понятые горожанами "шедевры". Причина этого - самоцензура и авторов, и тех, кто определяет лучших.

Если говорить о современной архитектуре малых форм - ужасно все, что реализовано в последние 30 лет на Большой Охте. При этом в соседнем бизнес-парке "Полюстрово", который развивает УК "Теорема", вполне веселые и уместные "памятники".

Ольга КОЛГАНОВА, директор по маркетингу компании "Хун-Фу Новый Сити": Очень люблю Коломну, старый Петербург, Ленинград.

Только жалко смотреть на безлюдные и ветшающие дома.

Васильевский остров в сторону Гавани производит впечатление архитектурной "мурзилки".

Снимаю шляпу перед Новой Голландией - это качественный пример возрождения памятника и создания современной архитектурной среды, живого городского пространства.

Дмитрий МИХАЛЁВ, руководитель службы по работе с госорганами компании "СПб Реновация": Важно, где именно эти малые архитектурные формы будут размещаться. От этого во многом будет зависеть их восприятие и полезность для городского ландшафта. А вообще идея интересная, но, боюсь, как всегда, все упрется в ее реализацию на практике.

Рафаэль ДАЯНОВ, руководитель АМ "Литейная часть 91": Давайте вспомним, что такое малые формы. Это скамейки, урны, фонари - то есть жизненно необходимый антураж. Честно говоря, из того, что появилось в Петербурге в последние годы, мне не нравится ничего. Уместнее говорить не об их дизайне, а о том, чтобы они просто БЫЛИ. Увы, в городе их в разы меньше, чем было в послевоенном Ленинграде. Куда все делось и почему? Кстати, те малые формы были созданы тоже по конкурсному проекту и были совсем неплохи.

Если же говорить оUпамятниках, то, по-моему, уU города нет продуманной концепции их установки. ИU возникают странные ситуации, когда Петербургу дарят памятник Жанне д'Арк иU поставить его нужно непременно вU историческом центре. Доходит до абсурда: Жанну д'Арк можно, аUпамятник великому русскому художнику ВрубелюU - нельзя!

Бывая в Берлине, я всегда сожалею, что в Петербурге нет памятника генералу Берзарину - почетному гражданину столицы Германии, первому коменданту Берлина. А ведь он родился в Петербурге. В Берлине его имя носят площадь и мост, есть памятный знак на месте его гибели. А в Петербурге - ничего.

Сергей МОХНАРЬ, генеральный директор "ПСКНедвижимость": Есть два аспекта. Первый - чрезмерный фокус на центре. Про другие районы города у нас все время забывают. Стоило бы учесть появление таких форм в новых районах, и нужно привлекать девелоперов к развитию.

Второй аспект - реальная потребность горожан. Современному человеку в современном городе должно быть в первую очередь комфортно. Комфортно проводить время с друзьями и детьми, ходить на прогулки и свидания. Прекрасный пример и памятника, и места для культурного досуга - Новая Голландия. Таких мест должно быть гораздо больше! Вдоль Фонтанки и Мойки так и просятся пешеходные променады. Тогда и коммерческая недвижимость здесь будет развиваться.

Несколько лет назад в центре Хельсинки открылся развлекательный комплекс с сауной и бассейнами под открытым небом. А сверху расположилась общественная зона, с живой музыкой, мягкими креслами и шикарным видом на площадь и акваторию гавани. А где петербуржцы могут вот так с комфортом полюбоваться Невой? Нигде.

Конечно, парки вроде Летнего сада - прекрасное место для прогулок. Но современному человеку необходимы более демократичные площадки. А там и место для современного искусства найдется.

Степан ЛИПГАРТ, руководитель архитектурного бюро Liphart Architects: Качественные малые архитектурные формы создают культурный код города, несут определенную информацию об истории места, персоналиях и событиях, связанных с ним. Будучи приближенными по масштабу к восприятию человека, они способствуют более комфортному переживанию городского пространства.

Однако при проектировании тех или иных элементов необходимо тщательно анализировать их уместность для конкретной локации. Обилие нефункциональных малых форм сомнительного качества - характерная черта благоустройства современных российских городов.

Гораздо важнее любых доморощенных скульптур и арт-объектов для исторического ландшафта нашего города современное благоустройство: долговечные покрытия пешеходных зон из натурального камня, продуманное озеленение, современные объекты для отдыха и активности горожан.

Оксана ХАРЧЕНКО, руководитель отдела продаж компании "Петрополь": Петербург богат историческими и современными архитектурными памятниками и зданиями. Из построек последнего столетия я бы выделила дом Розенштейна на площади Льва Толстого, здание гармонично вписывается в общий стиль. Есть также и новостройки, привлекающие внимание. Например, ЖК "Русский дом" у станции метро "Чернышевская". Мне очень нравится именно этот район. Здесь много зданий в самых разных стилях, при этом их объединяет общий дух уникальной питерской архитектуры.

Сергей СТЕПАНОВ, директор по продажам компании "Строительный трест": Мне нравятся памятники, посвященные историческим личностям и событиям, символизирующие явления и эпохи. Кроме того, привлекают литературные персонажи. Например, Остап Бендер на Итальянской улице у дома Жако. Подобные скульптуры со временем обрастают легендами, становятся популярными и любимыми в народе. Как Чижик-Пыжик на Фонтанке или кошка Василиса на Малой Садовой. Вообще хочется, чтобы в нашем городе было как можно больше красивых и интересных памятных мест, создающих настроение и уют, а революционеров, наоборот, поменьше.

Тематические элементы благоустройства и малые формы нужны Петербургу. И не только центру, но и остальным районам. Особенно тем локациям, где строятся крупные жилые комплексы.

Евгений БОГДАНОВ, основатель проектного бюро Rumpu: Я считаю, что малых архитектурных форм и скульптурных композиций в таком городе, как Петербург, никогда не будет много. Украшать его можно бесконечно. Важно лишь, чтобы это было сделано талантливо. Поэтому я приветствую подобные архитектурные конкурсы. Нам нужны свежие идеи.

В историческом центре мне больше всего нравится район между Дворцовой и Литейным. Это парадный Петербург во всем его великолепии. Если говорить про современные композиции, мне как выпускнику восточного факультета СПбГУ нравится ансамбль во дворе факультета, созданный еще в мою бытность студентом. Также мне нравится "Город мастеров" в Коломягах. Очень люблю сложные многоярусные композиции, которые держатся за счет своего веса, без скрепляющих их элементов.

Андрей ХИТРОВ, генеральный директор EKE Group в Петербурге: Я двумя руками за любые конкурсы независимо от того, примет ли город результаты. Отвергнутые работы могут понравиться девелоперам и найти применение в новых проектах. А небольшие "фишки" придают уголкам города особый вкус, особенно если подчеркивают его особенности, его культуру.

Главным памятником нового времени в Петербурге я считаю " Лахта-центр" и нахожу образ иглы, пронзающей небо, интересным. Разумное сочетание исторического и современного Петербургу совсем не помешает. Конечно, всегда встает вопрос, насколько это отвечает хорошему вкусу. Но полно примеров, когда проекты, критикуемые и даже отвергаемые обществом, спустя какое-то время становились символами - например, дом Зингера. Так что спорных решений тоже избегать не надо.

Я люблю район за Конюшенной площадью - очень милые, по-настоящему петербургские дома. Мойка особенно хороша по утрам, когда солнце только встало. Кстати, жаль, что не пошел проект "Плаза Лотус Групп" - я бы не возражал увидеть Царские конюшни обновленными.

 

Клиент:

EKE Group


Клиенты в статье

Андрей Хитров
Региональный директор EKE в России