Деловой Петербург 22.12.2019

Крысиные бега. Разбить копилку и влезть в бутылку

Крысиные бега. Разбить копилку и влезть в бутылку

Авторы: Зайцева Дарья, Кузьмицкий Вадим, Петров Евгений

НОВЫЙ ГОД. Деловая активность в новогодние праздники снижается, пожалуй, только у промышленных предприятий, производящих продукцию, которая не ориентирована впрямую на широкого потребителя. Те же сегменты рынка, что заточены "посягать" на содержимое кошелька российского гражданина, и под бой курантов наготове. Кто же в эти дни может рассчитывать на самый большой куш?

По данным исследовательского центра компании "Делойт", новогодний бюджет среднестатистического россиянина составляет в этом году 19 300 рублей (в прошлом году - 16 900), прибавив 14%.

Но это вовсе не свидетельствует, к сожалению, о росте реальных доходов граждан нашей страны. Опрос зафиксировал, что 44% респондентов предрекают экономике страны спад, а роста ожидают лишь 13%, 57% считают, что экономика страны переживает рецессию.

Эксперты объясняют заявленный россиянами рост расходов на новогодние праздники сменой поведенческой стратегии: граждане перестают ориентироваться на накопление и живут по принципу "была не была", завтра будет день - будет и пища. Копить абсолютному большинству решительно не с чего, максимум - удается что-то отложить как раз к празднику. Особенно наши люди стараются это сделать к Новому году. Традиция.

Поэтому, конечно, более- менее существенно заработать на празднике могут торговля со всевозможными распродажами и ярмарками, общепит, производители различной сувенирной и детской продукции.

Но речь идет, конечно, о "средней температуре по больнице". Кто- то со стандартным набором, состоящим из нехитрой закуски, баночки икры, бутылки шампанского, фляжечки водки, килограмма мандаринов и коробки шоколадных конфет, уложится и в меньшую сумму, чем 19 300 рублей, а у кого- то в планах и возможностях - весомые покупки.

Квартирный вопрос

Застройщики подстегивают и без того высокий спрос. "Стоимость квартир на оптимальном для покупателя уровне, цены в последние годы растут медленнее, чем себестоимость строительства. Наши акции сосредоточены в основном на повышении удобства покупки - это субсидированная ипотека со сниженными ставками, ипотека в рассрочку и т. д. Работают стимулирующие бонусы, такие как мебель в подарок", - говорит Марианна Ивлева, глава отдела маркетинга ГК "КВС".

С ней согласна Марина Сторожева, директор по продажам комплекса апарт-отелей VALO. "Перед Новым годом самые эффективные акции основаны на отсрочке основного платежа. Очень популярны рассрочки на длительный срок. Например, первый взнос - 30%, остаток можно выплатить равными платежами до сентября 2021 года", - сообщила она "ДП".

Рост продаж у каждого свой. "Мы планируем, что предновогодний прирост составит 15-20%", - говорит Сторожева. "В конце года увеличение спроса на квартиры в новостройках может доходить до 20-30% по сравнению с другими месяцами", - констатирует Екатерина Пчелки на, начальник отдела маркетинга РСТИ.

Впрочем, половина строительных компаний заявили, что не будут подстраивать продажи под Новый год.

Банки не дремлют

"Для банков новогодние праздники - перманентный, но ажиотажный рост спроса на транзакции и финансовые услуги, на декабрь может приходиться до половины годового прироста вкладов и до 1/3 прироста ипотечного портфеля, - отмечает Андрей Бархота, управляющий по стратегическому маркетингу Промсвязьбанка. - Синдром ажиотажной активности позволяет разрабатывать различного рода акции. Необходимость приобретения подарков обуславливает кратное увеличение транзакционной активности по пластиковым картам". По его словам, карточные программы лояльности, в том числе кэшбэк, накопление и использование бонусов, помогают резкому росту продаж, идет увеличение комиссионных доходов.

"По нашей статистике, Новый год на 2-м месте среди поводов вручить подарочную предоплаченную карту (на него приходится 5,5% продаж), - комментирует Елена Петрова, исполнительный директор по развитию банка "Русский стандарт". - Лидируют 8 марта (8,1% продаж) и 23 февраля (5,6%)". Самый популярный номинал такой карты - 3 тыс. рублей.

Охота к перемене мест

"Если сравнивать с летними месяцами, пассажиропоток в Хельсинки, Ригу и Йыхви в декабре - на уровне июня, - отмечает Райт Реммель, гендиректор АО "Евролайнс" (Lux Express Group). - В июле и августе туристов значительно больше, это основной объем отпусков. Пассажиропоток на линии Петербург - Таллин в декабре на уровне июля. Но с октября на этом направлении у нас добавился один рейс. По сравнению с декабрем 2018-го наибольший рост на рейсах в Хельсинки - 15%. В Таллин - 14,5%, Ригу - 5%. По иностранцам наиболее заметный рост - из Хельсинки в Петербург (35% по сравнению с декабрем-2018). Из Таллина - 23%, из Риги - 16%".

Культура - не внакладе

"У нас повышается посещаемость в новогодние праздники, и в связи с наплывом туристов мы даже продлеваем время работы", - рассказал "ДП" начальник отдела по связям с общественностью и культурным проектам ГМП "Исаакиевский собор" Игорь Стахеев. Он отметил, что корпоративы здесь не проводятся, потому что Исаакий и Спас на Крови - это еще и действующие храмы. Закрытых мероприятий не планируется и в Манеже.

Там продолжит работу выставка Дейнеки и Самохвалова, цены на билеты не изменятся.

А вот Театр дождей на новогодних праздниках работать не будет, сообщила "ДП" заместитель его художественного руководителя по связям с общественностью Карина Пляцковская. Первая постановка (к 30-летию театра) намечена на 12 января. "Доходы наших актеров, которые могут поучаствовать в елочных кампаниях и других проектах, существенно увеличиваются", - сказала она.

Расчет на импульсивных

Ретейл задолго до Нового года заманивает покупателей в офлайн и онлайн. Последний набирает обороты, поскольку россиянам удобнее купить все необходимое к празднику на одной площадке. Даже за елкой можно не ходить.

Например, продуктовый сервис "Самокат" запустил акцию и доставляет деревце за 15 минут.

В офлайне разными способами увеличивают трафик в свои торговые точки. Так, в торговом доме "Пассаж" отмечают, что рождественская ярмарка помогает привлекать на 10-15% клиентов больше, чем в другие дни. "В атмосфере праздника люди больше совершают импульсных покупок. Спросом пользуются игрушки по макетам исторических, которые продавались в "Пассаже" в начале прошлого века и в 1960- 1970-е годы. Вкус покупателей все более притязателен, поэтому банальные товары больше не пользуются спросом", - рассказал партнер Jensen Group, директор "Пассажа" Дмитрий Абрамов. Средний чек в зимние праздники здесь от 3 тыс. до 7 тыс. рублей. Покупают полезные сувениры, новогодние гирлянды, игрушки, одежду с забавным дизайном, аксессуары, а также настольные игры.

С ярмарки - в ресторан

Проведение рождественских ярмарок хендмейда стало трендом. Они открылись во многих ТЦ, что, несомненно, увеличивает продажи и посещаемость. Организатор "Маркета у моря" Екатерина Наумова отмечает, что такие ярмарки далеки от качественного хендмейда, и там почти не представлены локальные небольшие проекты. "Высокая цена аренды, которая может доходить до 300 тыс. рублей за 2-3 недели работы ярмарки, отсекает небольшие проекты, тогда сюда встают крупные компании, которые торгуют в основном китайскими товарами", - рассказывает Наумова. Выручка участника ярмарки только в выходные может составить до 100 тыс. рублей, добавляет она.

Встретить Новый год в ресторане - популярная услуга, ее предлагают около 200 заведений Петербурга. В заведениях с низким ценовым сегментом застолье на одного обойдется от 4 тыс. рублей, а в ресторанах высокой кухни - от 20 тыс. рублей. Тем не менее рестораторы отмечают, что эта услуга пользуется спросом.

37 процентов петербуржцев хотят вступить в 2020-й с новым смартфоном

КОММЕНТАРИИ

ЮЛИЯ ОВЧИННИКОВА директор по маркетингу компании "РОЛЬФ"

В декабре на авторынке всегда высокий сезон, когда дилеры освобождают склады перед Новым годом, а покупатели ждут наиболее привлекательных условий на приобретение автомобиля. В среднем их продажи в конце года поднимаются на 10-15% по сравнению с другими месяцами. В декабре 2019-го есть и еще один фактор, который подталкивает клиентов купить автомобиль: уже в январе на авторынке будет следующая волна подорожания, связанная с повышением утилизационного сбора. Вместе с тем новогодние предложения - это не набор фиксированных скидок. Подход к каждой сделке по покупке автомобиля всегда индивидуален, и конечное предложение для клиента формируется с учетом многих факторов: например, клиенту, который сдает свой автомобиль в трейд-ин, дилер обычно готов предоставить дополнительный дисконт.

МАРИЯ ЗАИКИНА директор по связям с общественностью Ozon

Уже в ноябрьские День холостяков и "черную пятницу" продажи новогоднего декора выросли у нас на 265% относительно тех же дней сентября. В среднем на елку и украшения для нее наши клиенты тратят 4,5 тыс. рублей, а на подарки - 5 тыс. рублей, что на 230 рублей больше, чем в прошлом году.

В подарок жители Северной столицы России чаще всего приобретают книги, электронику, ювелирную продукцию и сладкие наборы. Самый трендовый подарок этого года - большие и сложные наборы LEGO, которые интернет-пользователи покупают не только детям, но, очевидно, и себе.


Клиенты в статье

Марина Сторожева
Руководитель отдела продаж компании «Лемминкяйнен Строй»